Рус Бел 简体中文 Eng

Адрес администрации:

220039, г.Минск, ул.Чкалова, 6

Телефон/факс:

+375 17 3970773

(приемная администрации)

С 1 марта 2021 года в силу вступили новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также изменённый процессуально-исполнительный Кодекс.

КоАП содержит ряд новшеств, направленных на оптимизацию административного процесса и порядка привлечения к административной ответственности.

Одной из основных особенностей нового Кодекса является закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием.

В целях предупреждения новых административных правонарушений к лицу, совершившему правонарушение, могут быть применены следующие профилактические меры воздействия:

  • устное замечание;
  • предупреждение;
  • меры воспитательного воздействия.

Устное замечание подразумевает разъяснение физлицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения и предостережение о недопустимости противоправного поведения с его стороны.

Предупреждение заключается в письменном предостережении лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и последствиях повторного совершения административного правонарушения.

Меры воспитательного воздействия применяются в отношении несовершеннолетних, которые совершили административное правонарушение.

Так, при освобождении несовершеннолетнего от административной ответственности в целях воспитания к нему могут применяться следующие меры воспитательного воздействия:

1) разъяснение законодательства;

2) принесение извинений потерпевшему;

3) обязанность загладить причиненный вред;

4) ограничение досуга.

В отношении несовершеннолетних могут быть применены как одна, так и несколько мер воспитательного воздействия.

Кроме того, в КоАП включены положения о категориях административных правонарушений. Теперь в зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на грубые административные правонарушения, значительные административные правонарушения и административные проступки.

С учетом категории административного правонарушения варьируются сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергнутым административному взысканию, а также предоставляется возможность освобождения от административной ответственности с применением профилактической меры воздействия – предупреждения.

С учетом международного опыта система видов административных взысканий дополнена новым – общественные работы.

КоАП установлено, что общественные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, направленных на достижение общественно полезных целей.

Общественные работы устанавливаются на срок от восьми до шестидесяти часов и отбываются не более четырех часов в день. При этом общественные работы могут применяться, если физическое лицо, совершившее административное правонарушение, выразило согласие на их применение.

Ряд нововведений в КоАП обусловлен либерализацией подходов к назначению наказаний и привлечению к административной ответственности. В частности:

  • расширен круг деяний, влекущих административную ответственность только по требованию потерпевшего;
  • упорядочены сроки наложения административного взыскания;
  • закреплена возможность назначать наказание в виде штрафа в размере менее нижнего предела штрафа, предусмотренного за совершенное правонарушение;
  • введена новая глава, регламентирующая административную ответственность несовершеннолетних.

Результаты такой работы позволили существенно сократить количество норм об административной ответственности в Особенной части КоАП – количество статей сокращено с 445 до 308, а составов административных правонарушений – с 896 до 621.

Вместе с тем за отдельные правонарушения введены более строгие меры наказания.

Так, ст.24.23 КоАП (ранее 23.34 КоАП) за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий, в том числе участие в несанкционированных массовых мероприятиях, предусмотрен максимальный размер штрафа 100 базовых величин (2900 руб.) и административный арест до 15 суток.

Лицам, которые ранее привлекались за данное правонарушение и вновь его совершили, грозит штраф до 200 базовых величин (5800 руб.) и 30 суток ареста.

Кроме того, введена ст. 24.26 Кодекса, которая предусматривает ответственность за использование запрещенных законодательными актами флагов, вымпелов, плакатов, эмблем или символов, а равно изготовление таких флагов, вымпелов, плакатов, эмблем или символов с целью их распространения, в виде штрафа от 5 до 20 базовых величин,
для индивидуального предпринимателя – от 10 до 40 базовых величин,
для юридического лица – от 20 до 60 базовых величин.

Также ответят перед законом и лица, которые вовлекут в
участие в несанкционированных массовых мероприятиях несовершеннолетнего. За данное правонарушение предусмотрена ответственность от 5 до 30 базовых величин.

Одновременно изменения в ПИКоАП не носят такого значительного характера, как в КоАП. В частности, в новом ПИКоАП изменен подход к перечню органов, которые уполномочены вести административный процесс – их количество значительно сокращено. Так, право на ведение административного процесса, связанного с нарушением правил пользования жилым помещением, из компетенции организаций ЖКХ передано органам внутренних дел. Это нововведение обусловлено тем, что именно органы внутренних дел обладают достаточными полномочиями для доступа в ночное время в жилые помещения.

Подводя итог вышесказанному, новые КоАП и ПИКоАП направлены на либерализацию административной ответственности и упрощение порядка привлечения юридических и физических лиц к административной ответственности.

Прокуратура Октябрьского района г.Минска

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter